Анализ работы по рассмотрению обращений граждан в 2019 году


Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области подведены итоги работы по рассмотрению обращений и приему граждан в 2019 году.

Работа с обращениями граждан – одно из важнейших направлений деятельности следственного управления по защите прав и законных интересов граждан, охране личности, укреплению взаимодействия органов Следственного комитета России и населения.

Доводы граждан, изложенные в обращениях, а также на личном приеме сотрудников следственного управления, учитываются при выполнении задач, стоящих перед органами Следственного комитета России, используются для устранения причин, влекущих обоснованные жалобы населения.

Для обеспечения полноты и объективности рассмотрения обращений к их проведению при необходимости привлекаются заявители, которым предоставляется право на личный прием, подачу дополнительных документов и материалов, ознакомление в соответствии с требованиями действующего законодательства с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения.

Всего в 2019 году  следственное управление поступило 10355 заявлений, что на 9% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) (11376). Из них рассмотрено 10109 (АППГ – 11132, -9,2%), разрешено по существу – 6420 (АППГ – 7010, -8,4%), в том числе удовлетворено – 12 (АППГ -11, +9%), отклонено - 592 (АППГ – 536, +10,4%), дано разъяснений - 5816 (АППГ – 6463, -10%).

В основном в анализируемом периоде граждане в порядке ст. 124 УПК РФ обжаловали вопросы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях (272; АППГ – 296; -8%), реже решения, принятые на предварительном следствии (138; АППГ - 273; -49%). Все они отклонены.

Обращения, не содержащие вопросов Следственного комитета России и по этой причине переадресованные по подведомственности в прокуратуру, полицию и иные государственные органы, составили 32% от общего количества рассмотренных обращений.

В работе с заявлениями и жалобами граждан в следственном управлении продолжают применяться такие способы организации этой работы, как функционирование Интернет-приемной и «телефона доверия».

В анализируемом периоде в Интернет-приемную следственного управления поступило 1724 обращения (АППГ – 2067, -16,5%).

Налажена работа «телефона доверия» и телефона доверия «Остановим коррупцию». С августа 2012 года в следственном управлении работает прямая телефонная линия «Ребенок в опасности», что позволило гражданам в любое время суток сообщить о ставших им известных фактах противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

За 2019 год на телефоны доверия поступило 33 сообщения (АППГ -23, +43%). Из числа поступивших обращений 10 рассмотрены по существу, гражданам даны письменные разъяснения. Кроме того, 10 обращений переадресованы в органы прокуратуры и другие ведомства (АППГ – 11, -9%), проведение проверки по доводам 19 обращений поручено территориальным подразделениям следственного управления (АППГ- 7, +171%). При этом по 2 сообщениям проведены процессуальные проверки.

Работа таких каналов связи позволяет оперативно реагировать на факты возможных противоправных действий в отношении социально не защищенных групп населения. В то же время анализ обращений, поступивших через телефонную линию «Ребенок в опасности», свидетельствует о том, что подавляющее большинство соединений ошибочно. Множество звонков поступило от граждан с просьбами 
о предоставлении различной информации, не относящейся к компетенции органов Следственного комитета России, либо они явились следствием детской шалости.

В следственном управлении обобщена практика рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности и их представителей.

Так, в следственном управлении организована работа телефонной линии для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес, проводится личный прием представителей субъектов предпринимательской деятельности.

В 2019 году в следственное управление поступило 1 заявление Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, по результатам рассмотрения которого автору даны письменные разъяснения, а также 17 обращений предпринимателей, в том числе 1 – по телефонной линии для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес. В связи с тем, что разрешение поставленных заявителями вопросов не относилось к компетенции следственных органов СК России, их заявления направлены для разрешения в компетентные органы.

В целях совершенствования работы по рассмотрению обращений граждан, повышения доступности следственных органов следственного управления и реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы осуществляется комплекс мероприятий по организации личного приема граждан в населенных пунктах по месту их жительства, который проводится как в местах дислокации территориальных подразделений следственного управления, так и с выездом в города и районы области. Информирование населения о предстоящем приеме граждан осуществляется как через местные средства массовой информации, так и путем размещения соответствующей информации на официальном сайте следственного управления, а также на официальных аккаунтах следственного управления в социальных сетях.

За 2019 год сотрудниками следственного управления принято на личном приеме 3037 граждан (АППГ – 2678, +13%), в том числе руководством следственных органов – 1853 (АППГ – 1681, +10%).

Количество лиц, принятых руководителем следственного управления в аппарате следственного управления и в ходе осуществления 13 выездных приемов составило 221 граждан (АППГ – 195, +13%). Заместителями руководителя следственного управления принято 208 граждан (АППГ – 208), в том числе в ходе 32 выездных приемов.

В каждом случае рассмотрения обращений граждан, принятых руководством следственного управления, принимались исчерпывающие меры к проверке их доводов, давались разъяснения по существу поставленных вопросов.

Информация о предстоящем приеме заблаговременно размещается на официальном сайте следственного управления и на официальных аккаунтах следственного управления в социальных сетях.

В то же время следует отметить, что по-прежнему не всегда граждане достаточно информированы о компетенции различных органов власти и направляют свои обращения в органы Следственного комитета.

В связи с этим напоминаем, что в следственных органах следственного управления по Ростовской области в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов следственного управления и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Следственное управление принимает к рассмотрению и обращения, содержащие вопросы, разрешение которых не входит в его компетенцию, но направляет их в последующем по подведомственности в уполномоченные структуры, либо направляет заявителям соответствующие разъяснения.