Анализ работы по рассмотрению обращений граждан в 1 полугодии 2020 года


Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области подведены итоги работы по рассмотрению обращений и приему граждан в 1 полугодии 2020 года.

Работа с обращениями граждан – одно из важнейших направлений деятельности следственного управления по защите прав и законных интересов граждан, охране личности, укреплению взаимодействия органов Следственного комитета России и населения.

Доводы граждан, изложенные в обращениях, а также на личном приеме сотрудников следственного управления, учитываются при выполнении задач, стоящих перед органами Следственного комитета России, используются для устранения причин, влекущих обоснованные жалобы населения.

Для обеспечения полноты и объективности рассмотрения обращений к их проведению при необходимости привлекаются заявители, которым предоставляется право на личный прием, подачу дополнительных документов и материалов, ознакомление в соответствии с требованиями действующего законодательства с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения.

В отчетный период в следственное управление поступило 6398 заявлений (АППГ - 6719), что на 4,7 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, из них рассмотрено 4520 (АППГ – 4908), в том числе 1506 (АППГ – 1492) переадресовано по подведомственности.

Из общего числа поступивших обращений 2805 разрешено по существу (АППГ – 3170), в том числе удовлетворено – 6 (АППГ – 8), отклонено - 209 (АППГ – 332), дано разъяснений - 2590 (АППГ – 2830). Из числа разрешенных в отчетном периоде 44 % касались вопросов приема, регистрации и рассмотрения обращений о преступлении (1239), 29 % - предварительного следствия (818), 26,5 % - других вопросов деятельности (747).

Таким образом, в 1 полугодии 2020 года отмечается снижение количества удовлетворенных обращений на 25 %, отклоненных на 37 %, обращений, по результатам рассмотрения которых даны разъяснения,                         на 8,4 %. 

В анализируемом периоде рассмотрено 170 жалоб граждан, поданных в порядке ст. 124 УПК РФ (АППГ – 216). В основном авторы обращались по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях (113; АППГ – 132), реже обжаловали решения, принятые на предварительном следствии (57; АППГ – 85).

Наибольшее количество заявлений поступило и рассмотрено по вопросам обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела – 80 (АППГ – 81); иных действий и решений следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа на предварительном следствии – 39 (АППГ – 25), иных действий и решений следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении – 23 (АППГ – 34). 

Решения об удовлетворении доводов заявителя по обращениям указанной категории не принимались (АППГ - 0). 

В работе с заявлениями и жалобами граждан в следственном управлении продолжают применяться телекоммуникационные сети.

В анализируемом периоде в Интернет–приемную следственного управления поступило 1026 обращений (АППГ – 961), из них рассмотрено 852 (АППГ – 786), разрешено по существу 330 (АППГ – 365). Из разрешенных заявлений по 321 даны разъяснения (АППГ – 230), 9 отклонено (АППГ – 135).

В части мониторинга средств массовой информации в целях обеспечения открытого доступа граждан к информации в социальных сетях «Инстаграм», «ВКонтакте» организованы и созданы официальные аккаунт-страницы, где регулярно публикуется информация о результатах расследования уголовных дел, социальные и иные значимые мероприятия. Также у граждан имеется возможность написать сообщение в указанные группы. В 1 полугодии 2020 года поступило 8 обращений указанной категории (АППГ - 7). Все они рассмотрены в установленном порядке, по 3 обращениям гражданам даны письменные разъяснения, доводы 3 обращений отклонены, 3 обращения переадресованы по подведомственности.

Налажена работа «телефона доверия» и телефона доверия «Остановим коррупцию». С августа 2012 года в следственном управлении работает прямая телефонная линия «Ребенок в опасности», что позволило гражданам в любое время суток сообщить о ставших им известных фактах противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

В 1 полугодии 2020 года на телефоны доверия следственного управления поступило 14 сообщений (АППГ - 15).

Основная часть поступивших обращений касалась вопросов обжалования решений, действий руководителей, заместителей руководителей, следователей территориальных следственных отделов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, производстве предварительного расследования; несогласия с решениями, принятыми сотрудниками аппарата следственного управления, территориальных подразделений следственного управления по Ростовской области, в том числе при разрешении обращений граждан, несогласия с действиями и решениями сотрудников правоохранительных органов и иных ведомств и пр.

Из числа поступивших обращений 6 рассмотрено по существу, как в аппарате следственного управления, так и в его территориальных подразделениях (АППГ - 13). Срок разрешения 4 обращений не истек. Кроме того, 4 обращения переадресовано по компетенции в органы прокуратуры и иные ведомства (АППГ – 2).

Работа таких каналов связи позволяет оперативно реагировать на факты возможных противоправных действий в отношении социально не защищенных групп населения.

В следственном управлении обобщена практика рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности и их представителей.

Так, в следственном управлении организована работа телефонной линии для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес, проводится личный прием представителей субъектов предпринимательской деятельности. В 1 полугодии 2020 года обращения по указанной линии не поступали.

Поступившие в текущем году обращения предпринимателей не относилось к компетенции следственных органов СК России, их заявления направлены для разрешения в компетентные органы.

В целях совершенствования работы по рассмотрению обращений граждан, повышения доступности следственных органов следственного управления и реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы осуществляется комплекс мероприятий по организации личного приема граждан в населенных пунктах по месту их жительства, который проводится как в местах дислокации территориальных подразделений следственного управления, так и с выездом в города и районы области. Информирование населения о предстоящем приеме граждан осуществляется как через местные средства массовой информации, так и путем размещения соответствующей информации на официальном сайте следственного управления, а также на официальных аккаунтах следственного управления в социальных сетях.

Так, за 1 полугодие 2020 года сотрудниками следственного управления принято на личном приеме 1 605 граждан (АППГ – 1616), в том числе руководством следственных органов – 1 073 (АППГ – 995).

Количество лиц, принятых руководителем следственного управления в аппарате следственного управления и в ходе осуществления 4 выездных приемов составило 36 граждан (АППГ – 107). Заместителями руководителя следственного управления принято 62 гражданина (АППГ – 116), в том числе в ходе 4 выездных приемов.

В каждом случае рассмотрения обращений граждан, принятых руководством следственного управления, принимались исчерпывающие меры к проверке их доводов, давались разъяснения по существу поставленных вопросов.

Информация о предстоящем приеме заблаговременно размещается на официальном сайте следственного управления и на официальных аккаунтах следственного управления в социальных сетях.

В то же время следует отметить, что по-прежнему не всегда граждане достаточно информированы о компетенции различных органов власти и направляют свои обращения в органы Следственного комитета.

В связи с этим напоминаем, что в следственных органах следственного управления по Ростовской области в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов следственного управления и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Следственное управление принимает к рассмотрению и обращения, содержащие вопросы, разрешение которых не входит в его компетенцию, но направляет их в последующем по подведомственности в уполномоченные структуры, либо направляет заявителям соответствующие разъяснения.